Подводя итог предпринятому выше обзору, мы можем отметить повышенный интерес польских авторов к христианизации Руси и роли греков в данном культурном процессе. Этот сюжет позволил им выразить свое отношение к христианской традиции. Так, Длугош выступает с позиции христианского космополитизма, трактует принятие русскими от греков вероучения как прогрессивное событие, позволившее избавить Русь от язычества. Кромер в большей степени склонен оценивать его с прокатолических позиций и сожалеет о недостаточном внимании к русским землям со стороны миссионеров с Запада, что этот автор считает причиной их потери для «латинской» церкви. Стрыйковский, который не был ангажирован идеологией католицизма, придерживается более широкого взгляда на вопрос христианизации Руси: он солидаризуется с позицией своего источника — русской летописи, при этом не только подробно пересказывает факты, но и передает все идеологические акценты, характерные для православных книжников.
Важнейшим внешнеполитическим соперником Киевской державы в первые столетия ее истории польские авторы конца XV-начала XVII вв. представляют Византию. При этом акцент делается прежде всего на конфликтах двух стран. В частности, о русско-византийских военных столкновениях информируют своих читателей Длугош, Меховий и Кромер, однако наиболее содержательные свидетельства об истории военного противостояния Руси и Византии представлены в хронике Стрый — ковского, который для освещения этого вопроса использовал материалы русского летописания и византийские памятники.
Свежие комментарии