Парабиблейская традицияАвторскую гипотезу этногенеза половцев и печенегов выдвигает Стрыйковский, считавший их «побратимами» готов, гепидов, литовцев, ятвягов и аланов, которые, по мнению этого автора, все вместе составляли единый «воинственный и рыцарский народ». Опираясь на парабиблейскую традицию, этот историк называет его прародителем «Тогорму, третьего сына Гомера, внука Иафета, правнука Ноя». Он пишет о разделении на множество племен после переселения «из Ассирии в северные страны», а также утверждает, что некоторые из них стали именоваться киммерийцами, а в числе прочих были те, которые остались у Черного моря и озера Меотис. Эти народы, согласно Стрыйковскому, были названы готами, гепидами, певчинами или печенегами и половцами, они частично остались в названных областях, а частично, расселившись далее на сервер, остались «в тех местах, где сейчас Волынь, Подолия и Литва».

Как можно видеть, польский автор отчасти опирался на уже зарекомендовавшие себя концепции. Вместе с тем идея родства половцев и печенегов с балтами является результатом самостоятельных этногенетических изысканий Стрыйковского. Она была обоснована в 8-й главе 5-й книги его сочинения, где мы находим описание разгрома половцев коалицией русских князей на реке Суле в начале XII в., заимствованное из хроники Длугоша, который, в свою очередь, почти буквально повторил рассказ русского летописца об этих событиях. Стрыйковский сообщает о том, что русские после победы гнали половцев «аж до Хорелы» . Но поскольку Длугош прямо не указывает, чем именно является «Хорела», Стрыйковский по своему усмотрению истолковал этот топоним и высказал предположение, что «Хорела, или Корола, где и побили русаки половцев, является землей прилегающей к Финляндии на севере за Новгородом Великим, где жители говорят на латышском и иговском языке, близком литовскому». На основании этого территориального сопряжения польский автор приходит к выводу о том, что «половцы, которые в то время проживали в Кореле, были единым народом с Литвой». Весомым доказательством верности выдвинутой им гипотезы Стрыйковский считал то обстоятельство, что и «ныне еще остатки половцев перемешаны с Москвой, … говорят на своем старом половецком языке, подчинены Князю Московскому и Москва их иговянами и вос — ками называет».