Вопрос летописных источниковВопрос летописных источников свидетельств Герберштейна об истории средневековой Руси и по сей день остается дискуссионным. Различные предположения на этот счет были высказаны в работах А. В. Флоровского, Ю. А. Лимонова, В. И. Охотниковой и Я. С. Лурье, которыми в числе источников немецкого писателя, как правило, назывались летописные памятники московской традиции, чаще других — Ермолинская летопись или источник сходный с ней, дополнявшийся свидетельствами, заимствованными из летописца, основанного на московском своде 1479 г. и производных от него памятниках. Вместе с тем для формирования взглядов Герберштейна на русскую историю большое значение имели не только сами по себе имевшиеся в его распоряжении источники, сколько характер, способ их интерпретации, в чем едва ли следует недооценивать активного участия московских информаторов немецкого дипломата, несомненно заинтересованных в «разъяснении» ему концептуальной составляющей, определяющего вектора развития русской истории, отражавших интересы московских политических и культурных элит. Именно различие представлений о направленности исторического развития Руси в трудах Герберштейна и польских авторов делает вопрос польской рецепции содержавшегося в «Записках о Московитских делах» очерка русской истории чрезвычайно интересной исследовательской проблемой.

Первым из польских историков сочинение Герберштейна в качестве источника сведений об истории Руси использовал Кромер. Этим историком немецкий автор был удостоен обстоятельной «персональной» характеристики в 1-й и 30-й книгах хроники «О происхождении и деяниях поляков», которая корректировалась и дополнялась от издания к изданию. В ранних редакциях своего сочинения Кромер делает акцент на славянском происхождении Герберштейна, а также характеризует его как «знатока многих вопросов и регионов», «старательнейшего исследователя» , собравшего сведения о происхождении и истории московского народа благодаря пребыванию в Москве в качестве посланника «цесаря Максимилиана» к князю Василию, которые польский историк кратко передает в ряде разделов своего сочинения, а также существенно дополняет заимствованными у него известиями описание ранней этнополитической истории Руси.