Стрыйковский также сообщает о том, что зарождавшаяся русская ученость была ориентирована в равной степени на «греческую и глаголическую письменность», которым обучались сыновья боярские усилиями дьяков и образованных юношей. Описывая созданную при активном участии константинопольского патриарха систему церковного управления на Руси, Стрыйковский ошибочно называет греческого первосвященника Фотия «киевским митрополитом», а также упоминает в качестве культурно-религиозного центра Руси, куда был назначен архиепископ, еще не существовавший в конце X в. Новогрудок. Вместе с тем с летописными известиями согласуется свидетельство польского автора об основании архиепископства в Новгороде Великом, а также назначении греческим патриархом первым новгородским архиепископом Иоахима Корсунянина.
Подводя итог рассмотрению данного вопроса, Стрыйковский констатирует, что «с тех времен все русские народы Белой и Черной, восточной, северной и лежащей на юге Руси постоянно и твердо придерживаются христианской веры по обрядам и церемониям греческим, пребывают под верховенством константинопольского патриарха».
О взаимоотношениях русских земель и Византии как в политической, так и религиозно-культурной сферах в дальнейшем польские авторы практически не упоминают. Как правило, ими используется традиционный «греческий» маркер при обозначении религиозной ориентации восточных славян. О степени интенсивности связей Руси с ее культурной «метрополией» судить крайне сложно: на их наличие указывают лишь отдельные фрагменты в сочинениях Длугоша и Стрыйковского.
Свежие комментарии