Контекст разработкиОснователем нового направления становится Бернард Ваповский, который в своей рукописной латинской хронике, созданной двумя десятилетиями раньше анналов Ожеховского, выдвинул этногенетическую гипотезу, принципиально отличавшуюся от представлений упомянутых нами выше польских историков, назвав прародиной всех славянских народов не Балканы, а северо-западную Русь. Верность своего предположения Ваповский доказал, указав на сходство названий расположенного около Новгорода «озера Словеного» и этнонима «славяне». Эта догадка Ваповского сыграла революционную роль для осмысления исторического прошлого не только восточных соседей польского государства, но и самих поляков и всей славянской общности. Новизна подхода этого автора состояла в том, что впервые восточные славяне и ареал их расселения оказались в центре внимания польской исторической мысли, вызвав к жизни многие причудливые этногенетические версии наиболее известных польских историков второй половины XVI в.

В польских исторических сочинениях второй половины XVI в. наблюдается резкий рост интереса к этногенетической проблематике. В контексте разработки вопроса происхождения славян польские авторы по-прежнему уделяли внимание вопросам происхождения не только собственного народа, но также ближайших соседей поляков — чехов и восточных славян. При этом происходит пересмотр средневековых представлений об этногенезе как славян в целом, так и отдельных славянских народов. Говоря об особенностях разработки проблематики происхождения восточных славян, мы можем выделить две тенденции.

С одной стороны, во второй половине XVI в. в Польше приобретает все большую популярность некогда высказанная Меховием новаторская гипотеза, связывавшая прошлое славянских народов с древней Сарма —

Тией и отождествлявшая современные славянские народы с хорошо известными ренессансным авторам по сочинениям античных писателей племенами сарматского происхождения. С другой стороны, совершенно новым направлением этногенетических изысканий польских историков этого времени становится создание концепций происхождения «московского народа», что было в немалой степени обусловлено ростом влияния Московского государства на международной арене.