Литературная традиция
Апелляции к наследию античной и раннесредневековой литературной традиции, широко распространенные в исторических сочинениях европейских авторов, были характерны также для этногенетических и этнонимических разделов трудов польских историков эпохи Возрождения. Обращаясь к свидетельствам об истории и географии Восточной Европы, содержавшихся в сочинениях древнегреческих, древнеримских авторов, а также писателей раннего средневековья, они имели возможность доказать связь восточных славян с древними народами, чьи этнические наименования были созвучны именам «руссов» и «московитов», проследить направления переселений народов, считавшихся предками восточных славян, показать особенности их взаимоотношений с соседями, характерные черты социальной и политической организации.
В частности, в сочинениях Меховия, Кромера, М. Бельского и Стрыйковского приводятся аргументы, подтверждавшие сарматское происхождение «руссов» посредством указания на сходство их этнонима с именем сарматского племени роксолан. Сведения о роксоланах заимствовались из сочинений Страбона, Птолемея, Плиния, Тацита, а также Прокопия Кесарийского, в которых упоминались роксоланы, а также описывались их войны с Римом и другими государствами древности. Аналогичным образом польские историки стремились доказать происхождение современных им «московитов» от древнего народа мос — хинов / модоков, известного по трудам все тех же Птолемея и Плиния, а также Помпония Мелы.
Свежие комментарии