Таким образом, Бельский, опираясь на авторитет «доктора Кромера», не просто дополняет сложившуюся в начале XVI в. сарматскую теорию непосредственного происхождения славян «с востока» из Сарматии — Роксолании, но и полемизирует с традиционным для западнославянской хронографии взглядом на происхождение славян «с юга». Деятельность этого польского историка, как следует из анализа различных редакций его хроники, дает нам возможность проследить процесс постепенного пересмотра этногенетических представлений польской исторической мысли конца XV — первой половины XVI в.
Вместе с тем «двойственность» политической принадлежности земель Роксолании способствовала актуализации в трудах польских историков вопроса установления соответствия между политическим размежеванием восточных славян и различиями в их происхождении. На решение этой задачи были сориентированы трактовки этногенеза «московского народа», подвергшиеся значительной эволюции на протяжении всего лишь нескольких десятилетий.
Первая полноценная этногенетическая концепция, позволявшая объяснить происхождение «московского народа» была представлена в хронике Кромера. В сочинениях его предшественников высказывались лишь отдельные догадки, касавшиеся прошлого московитов. Так, в ученой мысли Европы первой половины XVI в. приобрела популярность гипотеза, связывавшая их происхождение с древними народами Ближнего Востока — амаксобитами и модоками.
Свежие комментарии