Вопросы взаимоотношений Литвы и Руси привлекали внимание польских историков конца XV-начала XVII вв. в силу особенностей политической организации польско-литовского союза, преобразованного в 1569 г. в «Речь Посполитую двух народов». Литва, занимавшая в структуре этого союза место младшего, но равноправного партнера Польши, накопила немалый опыт взаимодействия с восточнославянскими элитами. Интерес польских интеллектуалов вызывали взаимоотношения литовцев как с теми русскими землями, которые впоследствии оказались в составе Великого княжества Литовского, так и с теми княжествами Руси, которые не были подчинены литовским князьям и взаимодействовали с литовским государством как равноправные субъекты региональной политики.
Следует отметить, что «литовско-русские» известия крайне редко встречаются в сочинениях средневековых польских хронистов — Вин — центия Кадлубка и автора «Великопольской хроники». Впервые эта тема нашла отражение на страницах хроники Длугоша и получила значительное развитие в сочинениях Стрыйковского и Гваньини. Прочие польские авторы интересующей нас эпохи — Меховий, Бельский и Кромер — как правило, лишь повторяли свидетельства этих историков, касавшиеся данного вопроса.
Длугош вовсе не был осведомлен о характере отношений Литвы и Руси на ранних этапах складывания их государственности. Первое известие о литовско-русском конфликте в хронике этого автора помещено лишь под 1205 г. При этом литовцы характеризуются им как дикий языческий народ, «имя которого прежде было не известно», а также указывается на то, что они «были рабами русских» и уплачивали им дань в натуральной форме. В очерке истории Литвы, предшествующем описанию событий, связанных с восшествием на польский престол литовского князя Ягелло-Владислава, Длугош вновь упоминает о зависимости древних литовцев от киевских князей, получавших с Литвы весьма скудную дань «в силу неурожайности и убожества этой страны» лишь для того, чтобы обозначить ее подчиненное положение. Здесь польский автор также обращает внимание на то обстоятельство, что первоначальный характер некогда дикого и языческого народа литовцев, существенно переменился «в результате сожительства и смешивания с русскими» , хотя и не был разрушен полностью.
Свежие комментарии