Восточнославянские народыБлизкий по форме и идеологической направленности очерк происхождения восточнославянских народов был представлен на страницах сочинений Александра Гваньини. Этот автор изложил сарматскую эт — ногенетическую концепцию, ориентируясь, в основном, на аргументы Кромера и Бельского. В отличии от Красиньского, Гваньини отказывает восточнославянским народам — «руссам или рутенам» и «московитам» — в общем происхождении: поскольку московитов считает потомками каппадокийских мосхов, а руссов — потомками «жестокого народа роксолан или россан», расселившегося на берегах Дона и Азовского моря, доказательством чего считает созвучие их этнонимов. Ранняя этническая история руссов-роксолан, по мнению Гваньини, была тесно связана с племенем «волгар или волгин» по причине сходства нравов этих народов, а также общности славянского языка. Роксоланы и «волгары», по свидетельству историка, совместно заселили Таврию, после чего расселились не только по территории современной Руси, но и на Балканском полуострове.

В трудах Гваньини собраны разнородные, нередко противоречащие друг другу гипотезы происхождения «русской» этнонимии и народа Руси, причем больше всего таких казусов мы обнаруживаем в польскоязычной версии сочинения этого автора, опубликованной в 1611 г. К примеру, библейским первопредком славяно-сарматского народа здесь назван Иафет, что указывает на заимствование этого тезиса из хроники Стрыйковского, однако не сопровождается изложением «мосоховой» ге — незы, в которую он был интегрирован в первоисточнике. Этноним «роксоланы» Гваньини представляет как комбинацию наименований двух племен — Руси и Аланов, в числе противников предков руссов называет свеонов, или шведов, готов, понтского короля Митридата, римских императоров Оттона и Льва I. Механически перечислены упоминавшиеся когда-либо версии происхождения имени и народа Руси: от «Руса, внука Леха», библейского «князя Роса», городка Руссы, «от русых волос» и «рассеяния». При этом Гваньини не предпринимает попытки критически проанализировать заимствованные из произведений предшественников гипотезы, а также не представляет собственной трактовки этногенеза руссов.