Опубликовано 26.11.2015 | Автор: Kazrabei
Греческий походОчередной греческий поход, согласно Стрыйковскому, был предпринят Игорем «во время правления императора Романа». Польский автор сообщает, что в результате этой войны русскими были разорены «славные города» Никомедия и Гераклея, а также ограблены Вифиния и Понт, после чего русские устремились к Константинополю на пятнадцати тысячах кораблях. По свидетельству хрониста, победа над ними в этой войне была достигнута греками лишь «при помощи римлян» и других государей христианских. В данном случае польский историк существенно расширяет круг своих источников — декларирует использование помимо русских летописей также свидетельств Лиудпранда и Зонары.

Впрочем, достоверность таких заимствований не очевидна, поскольку содержательно рассказ польского автора не вполне сочетается с реляциями указанных источников. В частности, в записках кремонского епископа Лиудпранда не упоминается указанных нами выше обстоятельств похода, речь идет о нападении «короля русских» Игоря, располагавшего «тысячью и даже более того кораблей» на побережье греческой империи. Таким образом, не говорится о 15-тысячном русском флоте, но упоминается именно о 15 ветхих кораблях, задействованных греческим императором Романом для организации отпора русским, что было сделано благодаря применению огненных снарядов. В то же время, несмотря на собственную непоследовательность, Стрыйковский упрекает русского летописца в том, что он вовсе не упоминает о поражении Игоря.

Об очередном конфликте — войне Святослава с Византией — были осведомлены также и предшественники Стрыйковского — Длугош и Меховий. Эти авторы ограничиваются кратким упоминанием о состоявшемся в 972 г. «враждебном» вторжении этого русского князя в греческую землю, но при этом не сообщают каких-либо подробностей. Рассказ Стрыйковского о войне между Святославом и греческими императорами Василием и Константином полностью повторяет реляции Герберштейна. При описании хода войны Стрыйковский делает акцент на храбрости русских, а также личном мужестве и воинственности Святослава, сумевшего поднять боевой дух своих воинов перед неравной схваткой с неприятелем и заслужившим уважение «греческих народов», которые признали этого князя образцовым воином и правителем. Успешный для русских исход войны польский автор связывает с заключением почетного мира, по условиям которого за отказ Святослава от штурма Константинополя греки были вынуждены «откупиться огромной данью». Эта победа русского князя представляется Стрыйковским как событие, способствовавшее укреплению международного авторитета киевской княжеской династии, такой взгляд играл существенную роль для понимания логики русско-византийских взаимоотношений накануне христианизации Руси, которая «умиротворила» Русь, на долгие годы превратив ее из грозного противника греков в дружественную Византии страну.