Константинопольский императорДлугош при описании истории русских земель второй половины XI-начала XIII вв. затрагивает вопрос связей с Византией дважды. В первом случае, при описании русских войн Болеслава II, Греция характеризуется хронистом как потенциальное убежище для киевской знати, опасавшейся «разгневанных поляков». Во втором случае этот польский историк отмечает обратную тенденцию: под 1200 г. упоминает о временном пребывании «константинопольского императора Аскария» в Галицийской земле под покровительством князя Романа. Причиной этого визита Длугош называет изгнание византийского монарха в результате захвата Константинополя «венецианцами и франками». Источником этой реляции польского историка современные исследователи склонны считать очерк церковной истории Птолемея из Лукки, упоминавшего о бегстве Аскария в «Г ала — цию, являющуюся частью Руси». Между тем Длугош, связывая это событие с личностью Романа, свидетельствует о том, что Аскарий «был милостиво встречен и размещен» русским князем. Такое развитие сюжета со стороны польского автора мы можем объяснить стремлением посредством акцентирования связей Галицкой Руси с греческими монархами лишний раз засвидетельствовать могущество и политическое влияние ее князя, который применительно к началу XIII в. представлялся как наиболее опасный противник Польши.

Стрыйковский отмечает влияние Византии на Русь не только в сфере религиозных отношений, но и в формировании традиций политической культуры. Так, в 6-й книге своей хроники он указывает на прямое заимствование «республиканской формы правления» могущественными русскими городами — Великим Новгородом, Псковом и Полоцком, которые «без князей, свободно начали жить», по образцу «тех славных греческих республик Афин, Фив, Спарты или Лакедемона», чьи граждане для управления поставили над собою эфоров, судей или тридцать знатных мужей. Утверждение этих политических традиций Стрыйковский связывает с тем, что «в Новгороде, Полоцке и Пскове митрополитами, владыками и архимандритами были почти исключительно греки, «которых сюда всегда константинопольский или царигродский патриарх присылал».