Рассуждения БельскогоО роксоланах речь заходит также в связи с изложением Бельским теории о происхождении «словаков» из новгородских земель со ссылкой на хронику Ваповского. Заимствованная у этого автора концепция излагается во всех трех изданиях «Хроники всего света» под выносной глоссой «Словаки от озера Словёного». В этом разделе Бельскийсвидетельствует о том, что «после Вандалитов вышли наши предки Роксоланы из Болгарии, того же края, где были и Вандалиты, как о том пишет Прокопий Кесарийский греческий историк; но покойный Бернат Ваповский писал, что произошли они из Москвы, от города Новгорода великого и от озера Словёного, от которого нас зовут Словаками; ведь все это находится в одной стране… Снявшись со своих мест, Роксоланы пришли в поля, простирающиеся до… перекопской земли… Прослышав о раздорах государей христианских, одни пошли во Фракию… разбили цесаря Михаила Куроплата в Адрианополе; осели в Мизии и прозвались родным именем Волгария, ныне Болгария. Другие удалились на Волынь, где ныне находятся Волынцы, назвавшиеся также от реки Волги; иные до Литвы…». Не вполне ясно в данном случае лишь то, в какой мере тезис о тождестве рокосолан и Руси был плодом самостоятельных рассуждений Бельского, а в какой — заимствованием из сочинения Ваповского.

Свое описание Бельский дополняет сообщением о том, как «зовут или пишут нас историки». В связи с этим приводится длинный перечень этнонимов славянских народов, в числе которых фигурируют Росаны, Роксоланы и Расцы, наименования которых в данном случае также связываются с Русью. О какой-то этнической дифференциации при этом речь не идет. Упомянув в одном ряду с этими народами так же Болгар, Венетов, Антов, Склавов, Иллириков, Истров и др., Бельский свидетельствует, что «все это одни и те же люди были», известные под разными именами. Таким образом, сведения о происхождении восточных славян нашедшие отражение в первом издании «Хроники всего света» убеждают читателя в том, что именно на землях, являвшихся прародиной сарматов, известных под именем руссов / роксолан, образовался славянский суперэтнос, в дальнейшем разделившийся на отдельные народы, которые, по сути, произошли от русских. В этой связи вопрос происхождения восточных славян у Бельского сливается с вопросом происхождения славян вообще.