«Другими» русскими Стрыйковский называет население северных земель, расположенных «у озера Ильмень или Ильмер». Описав их нравы и местоположение, польский историк излагает варяжскую династическую легенду, опираясь на источники различного происхождения, а также высказывает ряд оригинальных догадок.

В частности, по Герберштейну описаны взаимоотношения Новгородской Руси с «коссерами» и варягами, охарактеризовано местоположение варяжского народа. Со своей стороны Стрыйковский высказывает гипотезу о тождестве варягов и «вандалитов», а также называет их славянским народом.

Эти выводы позволяли представить варяжскую династическую легенду в совершенно ином свете, поскольку тем самым был пересмотрен высказанный в свое время Меховием тезис об «инородческом» происхождении новой династии, что усиливало акцент славяноцентризма, проявившийся в этногенетических построениях Стрыйковского, который, как мы помним, причислял к славянским народам также и булгар-волгар, связывая происхождение их имени с Волгой.

Стрыйковский почти дословно повторяет реляцию Герберштейна, упоминая о совете князя Гостомысла новгородцам пригласить на княжение трех варяжских братьев. Однако его свидетельство о призвании варягов дополнено свидетельством русской летописи, с указанием на этот источник, где содержится обращенная к потенциальным князьям просьба новгородцев взять под свою власть Русь, мотивированная отсутствием в их стране порядка и неспособностью знати выбрать князя из своей среды из-за равенства в положении.