Мы уже отмечали то обстоятельство, что концепция истории Руси, созданная Длугошем, в целом носила дискриминационный характер, то есть трактовала восточных славян как «младших партнеров» поляков. Эта тенденция проявилась в произведении всего «русского народа» от «лехитов», неравноправнойтрактовке эпонимов русских и поляков. Будучи верен такой трактовке русских, Длугош также называет «польскими князьями» основателя Киева Кия, а также Радима и Вятко, давших название радимичам и вятичам, и подчеркивает польское происхождение произошедших от них «рутенских народов» .
Длугош пересказывает заимствованную из «Повести временных лет» легенду об основании Киева, однако развивает летописный сюжет, приписывая не только Кию, но и двум его братьям Щеку и Кореву основание на Руси собственных «крепостей» и «племен», получивших их имена. По Длугошу, после смерти братьев их сыновья и внуки наследовали власть «по прямой линии» и господствовали над русскими в течение «многих лет», до тех пор пока власть не перешла по наследству к двум родным братьям Оскальду и Диру, которые впоследствии были коварно убиты варяжским князем Игорем. Эти детали повествования, происхождение которых невозможно объяснить исходя из доступных ныне источников, по всей видимости, были вымышлены Длугошем и появились в его хронике далеко не случайно — они обращают внимание на то обстоятельство, что основанная польским князем Кием династия, которая на законных основаниях властвовала над киевлянами, была в дальнейшем насильственным путем свергнута. Таким образом, у польского автора появляется возможность оспорить легитимность варяжской династии, указать на незаконность ее господства в Киеве и тем самым усилить идеологические позиции Польши при обосновании права владения русскими землями в современную Длугошу эпоху.
Свежие комментарии