Родиной всех славянских народов этот польский автор называет Македонию и Далмацию, следуя, таким образом, ключевому тезису «балканской» теории происхождения славян, являвшейся в эпоху Средневековья основой всех этногенетических построений. Сарматия в концепции Ожеховского рассматривается как территория, полученная рутенами-роксоланами по праву, согласно воле сюзерена, роль которого в данном случае играет фигура Александра Македонского, обладавшая несомненным авторитетом, необходимым для легитимации владения народом рутенов их территориями. Польский историк в этой связи считает вполне правомерным использование наименования «сарматы» для обозначения как поляков, так и роксолан, не только как владельцев полученной по «привилею» территории, но и как победителей «скифских народов», прежде населявших сарматские земли.
Таким образом, Ожеховскому удается согласовать «сарматскую» этнонимию восточных славян, в частности все больше ассоциировавшееся с ними имя роксолан, с балканской теорией происхождения славян как господствующим этногенетическим концептом предшествующих столетий. Современники этого автора все в большей степени ставили под сомнение данный концепт, выдвигая в качестве альтернативы принципиально новую модель объяснения славянского этногенеза, в которой восточнославянские народы занимали центральное место.
Свежие комментарии