Пришлый народТезис об исторической неизвестности татар поддерживает также и Меховий. В «Трактате о двух Сарматиях» утверждается, что этот «новый и пришлый народ» переселился в Азиатскую Сарматию около трехсот лет тому назад из «предгорий Индии» . Свидетельства Меховия о происхождении государственности татарского народа основаны на реляциях Длугоша, а также «татарских преданиях и рассказах». Чингисхана этот автор называет Цингосом или Цинхисем и характеризует его как «прародителя» современных татарских императоров. Вместе с тем далеко не все излагаемые сведения Мехо — вий считает правдоподобными. К примеру, им скептически оценивается легенда о том, что Цинхис был зачат не от человека, а от солнечных лучей. В «Трактате о двух Сарматиях» мы также находим описание родословия татарских императоров, в котором перемешаны свидетельства разных источников, нарушена последовательность эпох и деяний татарских правителей.

Бельский локализует «татарские царства» в Азиатской Скифии, на огромных пространствах «от самого восточного Океана» до Волги и Дона. В качестве топонимического маркера, позволяющего отделить Татарию от Скифии, польским историком избрана гора Имава, расположенная за Каспийским морем. Прародителем татар Бельский считает библейского Магога, потомка Иафета, но одновременно утверждает, что некоторые «татарские орды» размножились от Хама. Имя татарского народа автор «Хроники всего света» производит от реки Тартар, однако не указывает ее местоположения. Он также связывает татар с «монгалами» , произошедшими «из великой Азии», называет этот народ «настоящими татарами», а его воинственного «короля» Цангуисту сравнивает с Александром Македонским. Вместе с тем Бельский не всегда корректно применяет «татарский» маркер при описании этнокультурных процессов в Восточной Европе, в частности он характеризует гуннов как «татарский народ».