Далее Стрыйковский ссылается на «хронистов наших польских», в числе которых упоминаются Длугош и Меховий, а также приводится их суждение, что «руские земли были названы и размножены от РУССА, внука, или как некоторые говорят, родного брата Леха и Чеха». Сам Стрыйковский полагает, что «Русс или Русса является третьим братом Леха и Чеха, прямым потомком Мосоха от Иафета, многочисленные и широко расселившиеся народы в северных и восточных пределах и на юге распространил, заселил и от своего имени те земли наименовал». Тем самым Стрыйковский качественно трансформирует славянскую эпонимиче — скую легенду, поскольку уравнивает родовой статус всех трех эпонимов и основателей современных славянских народов. Более того, впервые в польской историографии главой родовой иерархии прародителей славянских народов признавался именно Рус.
Стрыйковский приводит ряд других мнений о происхождении имени русских от цвета волос или города Руссы под Новгородом, но характеризует их как вздорные, поскольку, по его мнению, «не хозяина по построенному его собственными руками дому, а дом по имени хозяина называют». Историк также обращает внимание на то обстоятельство, что «Москва и все Белоруссаки всех тех вышеизложенных родоводов и объяснений названия народа своего Руского, или Росийского не принимают», поскольку считают их с правдой не согласующимися. «А то утверждают, что Руссия или Руские народы с древнейших времен себя называют Россией, то есть людьми рассеянными и расселенными на обширных территориях всего мира». Стрыйковский усматривает связь данной точки зрения с распространенным прежде всего в греческой историографии мнением, что все сарматы называются «номадами», то есть народами перемещающимися с одного места на другое, и «спорами», то есть «распростертыми» и «рассеянными». Здесь же Стрыйковский дает ссылку на Священное Писание и книги пророков, в которых понятие «рассеяние» обычно употребляется, когда речь идет о разделении народов.
Свежие комментарии