Пожалуй, наиболее сложной задачей является реконструкция русских источников весьма немногочисленных оригинальных, то есть не встречающихся в хронике Длугоша, свидетельств об истории Руси в сочинениях Ваповского, Бельского и Кромера. Главным образом эти свидетельства касаются событий ранней этнополитической и этнокультурной истории Руси. Определить русские источники свидетельств Ва — повского, известных нам лишь по ссылкам на его утерянное сочинение более поздних историков, не представляется возможным из-за отрывочности таких ссылок и вероятно имевших место существенных искажений при передаче его реляций М. Бельским, Кромером и Стрыйковским.
Русские известия Кромера в значительной степени были заимствованы из русских летописных памятников через посредничество сочинений все того же Ваповского, а также Сигизмунда Герберштейна. Посредничество Ваповского очевидно и при описании начальной истории славян и Руси М. Бельским, однако здесь заимствования не только отражают свидетельства летописных памятников, но также содержат авторский взгляд на данный вопрос самого Ваповского. Кроме того М. Бельский мог иметь в своем распоряжении также некий особый русский памятник, позволивший ему внести изменения в рассказ предшественников о крещении Руси: в частности, указывается, что местом крещения русского князя Владимира был Константинополь, а также содержится свидетельство о месте его захоронения в Киеве. А. И. Рогов в свое время высказал предположение о том, что источником этого рассказа польского историка могла быть не сохранившаяся до наших дней, западнорусская по происхождению переделка жития Владимира, включавшая в себя упомянутые «фантастические» дополнения. Каких-либо иных случаев непосредственного влияния русских памятников на хронику М. Бельского не обнаруживается.
Свежие комментарии