Призвания варяжских князейСообщая о времени призвания варяжских князей, Стрыйковский ссылается на Кромера, который единственный из авторов того времени «перевел» фигурировавшую в летописях дату этого события в привычное для европейцев летоисчисление «от Рождества Христова» . Новая династия удостоена весьма лестнойхарактеристики, принадлежащей самому Стрыйковскому: акцент сделан на «рыцарских доблестях» трех братьев, а также «огромном желании» принять их власть, которое проявили «все Российские сословия» , пользовавшиеся прежде свободой. Таким образом, польский историк «вводит» исторические факты в оборот посредством понятных его современникам терминов, характерных для эпохи расцвета в Польше системы сословного представительства.

Со ссылкой на «русские кроники» Стрыйковский упоминает о существовании предания, производившего варяжскую династию «от римских государей императорского поколения» и актуализирует его посредством акцентирования аналогичных претензий современных ему московских монархов, в том числе «нынешнего Ивана Васильевича». Эта легенда проникла в польскую историческую литературу через посредничество трактата Герберштейна — краткое упоминание о ней мы находим в третьей редакции хроники Бельского. Однако, в отличие от этих авторов, Стрыйковский связывает генеалогию варяжских князей с получившей широкое распространение в его время легендой о римском происхождении литовцев, в частности высказывает предположение об их родстве с потомками «Палемона или Публия Либона, римского князя», прибывшего в северные страны с пятью сотнями благородных римлян на кораблях через английский и балтийский океаны. Имя варягов Стрый — ковский в связи с этим с некоторым сомнением производит от «землицы Варагии или Верагии» , расположенной в государстве савойского князя на границе Италии и Франции, некогда также являвшейся римской провинцией. В результате, польский историк приходит к выводу о том, что «если эти князья с Палемоном в те северные страны приплыли, то и были названы Верагийскими или Вараг — скими, от итальянской родины Варагии, и страну Лотевскую в то время Варагией называли, когда Палемон с другими римлянами поселился в Жмуди и Литве». Таким образом, легенда о римском происхождении династии Рюрика получила неожиданную поддержку и была аргументированно подтверждена именно в хронике Стрыйковского.