Происхождение древнерусской государственности

Происхождение древнерусской государственностиНаиболее развернуто о происхождении древнерусской государственности пишет Стрыйковский в 4-й и 11-й книгах своей хроники. Этот автор называет сообщение об основании Киева первым «надежным» свидетельством об истории Руси. Со ссылкой на «мнение некоторых» даже указывается точная дата этого события — 430 г., однако сам историк признает ее сомнительность из-за отсутствия упоминаний о ней в летописях. «Русских князей» — родных братьев Кия, Щека и Хорева, а также их сестру «Лебеду или Лебедь» — Стрыйковский относит к «народу и потомству Иафета и Мосоха сына его», тем самым связывая этногенетическую и династическую легенды. Киев при этом характеризуется как «столица русской монархии», а под властью упомянутых братьев, по свидетельству Стрыйковского, находились иные князья, в том числе Радим, Вятко и Дулеба, основатели иных «русских народов». Таким образом, по представлениям Стрыйковского, роль главного политического центра Руси Киев выполнял задолго до его захвата варяжскими князьями.

В хронике Стрыйковского упоминаются также Оскальд и Дир, однако их статус не прояснен в полной мере. В одном из фрагментов они прямо не отнесены к династии, основанной Кием и его братьями, лишь названы «князьями их же народа». В другом случае братья Оскальд и Дир названы «потомками истинных князей Русских и Киевских» . Вероятно, основанием для колебаний Стрый — ковского послужила верификация свидетельств Длугоша и Меховия посредством их сравнения с реляциями русских летописных памятников. В то же время в хронике Сгрыйковского нет никаких указаний на польское происхождение киевской династии.