Швейцарский гуманистВ частности, в 1518 г. швейцарский гуманист Иоахим Вадиан, автор комментариев к одному из первых изданий географического трактата Помпония Мелы, указывает на то, что упоминавшийся в этом источнике народ Амаксобитов ныне находится в других местах и его «поляки, исказив слово, называют московитами» . Свидетельство о тождестве московитов и модоков мы находим у итальянского историка Павла Йовия в «Книге о посольстве Василия, великого князя московского, к папе Клименту VII», опубликованной в Риме в 1525 г., где он ссылается на V книгу «Географии» Птолемея, содержавшей описание народа модоков. Марчин Бельский во второй редакции «Хроники всего света», апеллируя к парабиблейской традиции, высказывает мнение, что легендарным праотцом «московского народа» был один из ветхозаветных героев, а именно «Мосх или Мосох, сын Иафета». Однако для обоснования своего предположения Бельский никаких усилий не прилагает.

«Рассуждения» на тему этногенеза «московского народа» мы находим в 9-й главе 1-й книги первой и второй редакций хроники Кромера, а также в 8-й главе 1-й книги в третьей, четвертой и пятой ее редакциях. Под выносной глоссой «Откуда Мосхи и когда они так стали называться» в качестве предполагаемых древних предков московитов на основании сходства в наименованиях Кромер называет племена «амаксобиев» , «модоков» , «мосхенов» , «мосхов» , свидетельства о которых им были найдены в ветхозаветных текстах и сочинениях античных писателей.