Польские историки второй половины XVI в. восприняли содержавшийся в сочинениях Меховия тезис о родстве готов и половцев, но при этом дополнили его собственными догадками. В частности, Бельский называет потомками готов не только половцев, но также пруссов и литовцев и, апеллируя к неким «историкам», отождествляет эти народы с гепида — ми. Автор «Хроники всего света» вскользь упоминает о переселении половцев в причерноморские области, но при этом не называет региона, где они проживали ранее. Этноним половецкого народа, по мнению Бельского, имел русское происхождение, но трактовался этим автором двояко: с одной стороны, производился «от плена, так как Русь плен полоном называет» , с другой стороны, связывался с охотой, ловлей зверей. Бельский также свидетельствует о том, что венгры называют половецкий народ «хумами». Данный вариант номинации половцев, фигурирующий во всех трех редакциях «Хроники всего света», объясняется тем, что они с Русью «кумовали», то есть тесно взаимодействовали.
Кромер вовсе не упоминает о родстве готов и половцев, однако уделяет внимание этнониму последних. Имя половцев этот автор, вероятно ориентируясь на мнение Герберштейна, производит от славянского слова «поле». Кромер высказывает предположение, что народ половцев получил название от своих соседей русских и славян в связи с тем, что половецкие племена населяли области, расположенные «в полях у Танаиса и Меотского озера» , точно также как и поляки были названы от того же слова. Кромеру также были известны некоторые «альтернативные» наименования половцев — в первой редакции его хроники они названы «хунами или куманами» , а в редакции 1589 г. — «фрагами или фрагиями» . Однако какого-либо объяснения данной формы номинации, не встречавшейся в других источниках, в хронике Кромера мы не находим.
Свежие комментарии