Содержание этногенетических представленийОпираясь на достижения упомянутых выше авторов, у нас появляется возможность конкретизировать понятие этногенетических представлений. В качестве таковых целесообразно рассматривать представления о происхождении и ранней этнической истории определенного народа, которые сформировались под влияниемпервичной культурной традиции в ученой среде самими носителями этнической культуры или сторонними наблюдателями и постоянно видоизменялись под влиянием актуальных условий развития национального государства и национальной культуры. Содержание этногенетических представлений, в свою очередь, раскрывает историческую роль и место того или иного народа в рамках определенной этнокультурной среды, их отношение к другим народам, здесь также проясняются вопросы территориального и языкового размежевания.

Специфическими для нас являются обстоятельства места, времени и направленности рефлексии создателей этногенетических сюжетов, в основе которой лежал «внешний» культурно-исторический образ, модель происхождения «другого» народа.

Получившие широкое распространение в польской хронографии ученые мнения о происхождении и номинации «русских народов» в интересующую нас эпоху, как правило, сводились к гипотетическим рассуждениям об их месте в «библейской» генеалогии народов мира и родовой иерархии славян, их переселениях, характере взаимоотношений с соседними этносами, а также о происхождении этнонима «Русь» и производных от него этнотерриториальных или этнополитических понятий. Воспользовавшись определением Л. Лечейевича, такие представления мы можем охарактеризовать как «этногенетические легенды литературного типа». Конструирование с помощью этногенетиче — ских преданий начальной истории Руси стало причиной разработки и утверждения в общественном сознании Польши мифологизированных исторических версий происхождения восточных соседей поляков, которые стали важным фактором исторической самоидентификации польских элит интересующей нас эпохи, поскольку играли немаловажную роль для конкретизации культурно-исторической картины мира, что было особенно востребовано в период динамичной трансформации этнополитической архитектуры Восточной Европы на рубеже Средневековья и Нового времени.