Сопряжение скифовНаиболее обстоятельны в описании этногенеза татар Стрыйковский и Г ваньини, чьи реляции включают заимствованные из сочинений различных авторов, нередко противоречащие друг другу свидетельства и гипотезы.

Для Стрыйковского определение «татарский» тождественно определению «скифский» — они применяются в равной степени как к этническим сообществам и их языкам, так и к занимаемым ими территориям. При этом важно отметить, что в сочинении Сгрыйковского акцент делается на размежевании «татарско-скифской» номинации с номинацией «сарматской», поскольку сарматы представляются этим автором как народ, принципиально отличавшийся от татар и скифов по происхождению и культуре, враждовавший с ними в борьбе за территории. Именно результатами такого размежевания Стрыйковский объясняет деление Сарматии на европейскую и азиатскую части по Волге и Дону. Обосновывая сопряжение скифов и татар, польский автор апеллирует к мнениям авторитетных писателей античности, в частности ссылается на 3-ю книгу сочинения Диодора Сицилийского, которому приписывается гипотеза, связывавшая происхождение «скифского народа татар» с Индией. Стрыйковский также относит к временам Диодора начало завоеваний татарами «горных стран аж до Кавказских гор» и равнинных стран «до Океана и Мертвого моря, или озера, которое зовут Меотис, и до реки Танаис». Таким образом, реляции не одного только Диодора, но также Геродота, Трога Помепея и Юстина о скифах польский историк склонен относить на счет татар.