Вместе с тем, применительно к данному этапу развития польско-русских отношений, Длугош, а также ориентировавшиеся на материалы его сочинения Меховий и Кромер акцентируют желание поляков добиться от восточных соседей гарантий мира не только силой оружия, но и иными способами, в связи с чем в их сочинениях под 1220 г. появляется свидетельство о женитьбе Лешека Белого на русской княжне Гремиславе, что объяснялось стремлением «благодаря этому родству и для поляков и для русских упразднить бремя войны, в которой они сталкивались друг с другом, и забыть прежние обиды». Длугош при этом упоминает также об альтернативных «матримониальных» планах польского князя, однако подчеркивает то обстоятельство, что именно брак с русской княжной в это время в наибольшей степени соответствовал интересам его страны.
В последующие десятилетия — вплоть до середины XIII в. — как Длугош, так и историки XVI в. не фиксировали сколько-нибудь значительных изменений в сфере польско-русских отношений. Новая эскалация противостояния двух стран в середине и второй половине этого столетия связывалась с активизацией внешней политики русского князя Даниила Романовича и его сыновей.
Государство Даниила в польской хронографии интересующей нас эпохи представлялось как могущественная и агрессивная держава, угрожавшая интересам не только политических, но и духовных элит Польши. Последнее обстоятельство позволяет объяснить акцентирование в хронике Длугоша и его последователей резко негативной позиции польских католических иерархов в отношении коронации Даниила папским легатом Опизо, описанной под 1246 г.
Возникновение самого замысла коронации польский историк объясняет ростом влияния Даниила в условиях нараставшей угрозы католическим странам со стороны татар. В этой связи взятое на себя Даниилом обязательство поддержать католиков в борьбе с татарами, а также принять католическую веру, «вырвать несчетное число душ из темноты русских верований», представляется польским историком как решающий аргумент, убедивший папского легата Опизо в целесообразности присвоения королевского титула православному князю.
Свежие комментарии