Опубликовано 14.01.2016 | Автор: Lairon
Этногенетическая связьАргументы Кромера, восходившие к высказанной еще Меховием догадке о тождестве руссов и роксолан, во многом способствовали окончательному утверждению сарматской теории в качестве базовой модели объяснения славянского этногенеза в историографии второй половины XVI в., поскольку польским историкам лишь благодаря сопряжению роксоланы-роксаны / руссы удалось доказать этнонимическую, а значит, и этногенетическую связь славян и сарматов.

Под влиянием сочинения Кромера Бельский в третьей редакции «Хроники всего света» конкретизирует, упорядочивает и дополняет свою концепцию происхождения Руси, в частности еще больше акцентирует заимствованный у Ваповского тезис о происхождении славянских народов из новгородских земель. Особенность подхода Бельского заключалась в консолидации аргументов, характерных как для «сарматской» гипотезы, так и для эпонимической легенды, на что Кромер не решился из-за скептического отношения к преданию о славянских братьях. Бельский свидетельствует о том, что «Лех, а также Чех, предки наши, славянские князья, не с Далмации или с Карвации пришли в страны немецкие… а из русских стран, они в то время широко расселялись на больших равнинах между реками Волгой и Днепром, которые из Москвы выходят и прилегают к Москве…». По словам автора «Хроники всего света», именно из этих земель «орды роксоланов» начали продвижение на запад, в том числе на Балканы и в «немецкие страны», а также братья Чех и Лех пришли из этого региона на те земли, которые занимают произошедшие от них современные народы чехов и поляков. Что касается восточных славян, то есть автохтонных жителей Роксолании, то их земли, по словам Бельского, «и ныне зовут Русией, от Руссанов или Роксоланов, вместе с Москвой; они потому Роксоланы, потому что одного народа и языка с Роксоланами». В заключении Бельский делает вывод о том, что «народ славянский был некогда в единстве в тех странах» и относит существенное различие нравов современных славянских народов на счет влияния со стороны иноземных культур.