Мир европейских интеллектуаловДля этнополитической картины мира европейских интеллектуалов Средневековья и Ренессанса была характерна строгая дифференциация ее субъектов по религиозному признаку. К «цивилизованному миру» было принято относить лишь христианские народы, крещенные при посредничестве римской или греческой церкви, тогда как язычники или иноверцы преимущественно считались «варварами» и врагами христиан. Представления польских средневековых авторов о нехристианских народах Восточной Европы — их происхождении, ареалах расселения, социально-политической организации и культуре — были весьма скудны, подвержены влиянию стереотипов и предрассудков. Вместе с тем историкам эпохи Возрождения удалось значительно расширить познания в области региональной этнографии за счет привлечения свидетельств восточнославянских летописей, в которых нехристианские народы Восточной Европы представлялись в качестве важных внешнеполитических партнеров Руси. При этом польские историки не ограничивались лишь описанием отношений нехристианских народов с русскими землями, но также стремились к изучению их ранней этнополитичесой истории, выдвигали новаторские гипотезы их происхождения. В данном разделе работы мы рассмотрим свидетельства авторов польских исторических сочинений конца XV — начала XVII вв. о взаимоотношениях русских земель с хазарами, булгарами, печенегами, половцами и татарами.

Хазары относились польскими историками к числу славянских народов. Реляции о них в польских исторических сочинениях весьма скупы: Длугош, а также ориентировавшийся на его мнение Стрыйковский, характеризуют их как «русский народ» и упоминают о том, что, подобно древлянам, хазары долгое время отказывались признавать власть киевских князей. В сочинениях этих авторов мы находим свидетельства о войнах Руси с «козарами», завершившихся их принуждением к уплате дани Святославом.