Восточнославянские народыВедущие польские историки второй половины XVI в. стремились осветить эти вопросы, высказывая собственные догадки и предположения, неизменно апеллировали к авторитетным источникам — трудам ученых древности и средневековья, а также тексту Священного писания. Мы последовательно рассмотрим авторские этногенетические гипотезы, призванные разрешить загадку происхождения восточнославянских народов в трудах М. Бельского, Кромера, Стрыйковского и Гваньини. Важно при этом отметить, что этногенез русских и московитов большинство этих авторов рассматривали раздельно, полагая, что эти два народа имели различное происхождение. Лишь Стрыйковскому удалось создать этногенетическую концепцию, позволявшую объяснить очевидную этнокультурную близость восточнославянских народов. Эта особенность делает для нас целесообразным последовательное рассмотрение двух вышеупомянутых концепций: первоначально — концепции происхождения Руси, а затем — концепции происхождения «московского народа».

Концепция происхождения Руси, созданная Марчином Бельским, была представлена во всех трех редакциях его польскоязычной «Хроники всего света». В редакции 1551 г., взяв за основу идею, нашедшую отражение в сочинениях Меховия и Ожеховского, Бельский обосновывает происхождение не только этнонима, но и самого народа Руси от племени роксолан, а также всячески стремится убедить читателя своего сочинения в их исторической известности.