Происхождение польского народа Красиньский также связывает с Роксоланией и при этом выдвигает собственную версию этногенеза поляков, свидетельствуя о том, что легендарный прародитель поляков Лех переселился в Польшу из Роксолании приблизительно во времена гуннского короля Аттилы. Важно отметить, что именно в таком виде польская эпонимическая легенда не была представлена ни в каком ином сочинении того времени. Таким образом, Красиньский представляет Роксоланию древней родиной современного ему польского народа, окончательно пересматривает «южную» теорию происхождения славян. Причиной такого решения, по всей видимости, является стремление Красиньского обосновать включение части Роксо — лании в состав владений польского короля, что ориентировано, главным образом на европейских читателей трактата.
Этнокультурную характеристику восточнославянских земель Кра — синьский представляет в специально посвященной описанию этого региона главе «О Роксолании». При этом польский автор указывает на сходство роксолан и других славянских народов в языке и обычаях, а также не разделяет их на какие-либо группы по этническому и культурному признакам, поскольку к «роксоланскому народу» отнесены также и московиты. В трактате также содержится указание на его «альтернативное» наименование — «россияне», объясняемое, со ссылкой на «древних», дисперсностью и рассеянностью проживания. Географические границы Роксолании-Руси Красиньский описывает по сочинениям Герберштейна и Кромера. Политической границей, разделяющей земли, населенные «роксоланским народом», на владения польского короля и великого Князя Московского, автор трактата называет реку Борисфен, по всей видимости имея ввиду верховья Днепра, а конкретно смоленские земли.
Несмотря на то, что по сравнению с «фундаментальными» сочинениями Кромера и Стрыйковского «книжечка» Красиньского являлась не более чем кратким конспектом основных тезисов сарматской теории происхождения славянских народов, ее информационное значение было огромным. Польское государство здесь было представлено как легитимный владелец значительной части территории, признававшейся древней славянской прародиной, что способствовало повышению в глазах просвещенных европейцев культурного статуса как Польши, так и Роксола — нии-Руссии.
Свежие комментарии