О роли греков в выборе вероучения Владимиром Кромер сообщает в свойственной для него лаконичной манере одной емкой фразой, указав, в частности, что когда этот князь еще «поклонялся нечестивым демонам», им были направлены миссии «разведчиков к другим народам» ради изучения религий, среди которых ему «более всего приглянулось христианство у греков и константинопольцев» . В последнем издании хроники Кромер, комментируя симпатии русских к греческому обряду, объясняет их выбор пренебрежительным отношением ведущих католических миссионеров X в. к восточнославянским землям, полагая, что если бы они учили руссов, те «сочувствовали бы римлянам, а не грекам» . Доказательством тяготения русских к контактам с римской церковью Кромер считает свидетельство немецкого историка Ламберта Шаффнабургского о прибытии их послов к королю Отгону в 960 г. с просьбой о направлении на Русь католического епископа, которая была проигнорирована. Впрочем, это известие сам польский историк считает не вполне достоверным, высказав предположение об ошибке немецкого автора, перепутавшего Русь и Ругию, что в свою очередь подтверждается ссылкой на свидетельство хрониста деяний славян Гельмольда.
Наконец, Кромер свидетельствует также и о том, что «публичное» принятие руссами христианской религии происходит после 980 г. в период правления сыновей Иоанна Цимисхия Василия и Константина, когда «князь Владимир, сын Святослава от наложницы, вступил в брак с сестрой императоров и принял учителей греческой религии», «назначил митрополита в Киев, в Новгород же архиепископа, в другие города епископов, которые были посвящены в сан константинопольским патриархом». От себя польский историк добавляет, что «с этого времени руссы упорно придерживаются греческого религиозного обряда».
Свежие комментарии