Перемена, произошедшая с Романом, который, по словам Длуго — ша, отплатил своему благодетелю «черной неблагодарностью», в хронике объясняется ослаблением политических позиций Лешека Белого в Польше. Историк свидетельствует об отказе этого русского князя платить дань в пользу своегосюзерена, а кульминацией «безрассудства» Романа считает развязанную им против польских князей большую войну, которой в хронике посвящен весьма содержательный рассказ.
Интерес представляют реляции Длугоша, касавшиеся предшествовавшего конфликту политического торга между русским князем и его польскими оппонентами. В частности, в хронике мы находим сведения о том, что Роман требовал в качестве компенсации за участие в войнах на стороне Лешека Белого и его союзников «передать, уступить и отписать ему в вечное владение весь Люблинский край», то есть настаивал на изменении в свою пользу западной границы Г алицкой Руси. Характерно также замечание автора хроники о том, что одной из целей нападения галицкого князя на Польшу было «истребление божественной ветви латинян». Таким образом, война Романа против Польши представляется Длугошем как «нечестивая» , несправедливая и захватническая со стороны русского князя. В этой связи историк делает акцент на том, что ее инициатору не удалось заручиться благословением даже православного владимирского епископа, отмечавшего, согласно Длугошу, роль поляков как союзников Руси в сражениях с «варварскими народами».
Описывая ход войны, Длугош называет войско Романа «огромнейшим», делает акцент на неконвенциональности поведения русских, «бесстыдно обращавшихся со взятыми в плен знатными женщинами, женами и дочерями воинов» во время осады Люблинской крепости, героическую оборону которой автор хроники представляет как предпосылку последующих неудач русских. Также подчеркивается всенародная мобилизация для отпора нашествию Романа.
Свежие комментарии