Поход Владимира на Корсунь и последующие события, связанные с принятием христианства на Руси, описаны Длугошем в форме яркого художественного рассказа. Польский историк в целом корректно воспроизводит свидетельства русской летописи, однако именно здесь обнаруживаются некоторые расхождения с русским источником, на которые в свое время обратили внимание Н. И. Щавелева и А. В. Назаренко.
В частности, в отличие от русского летописца, Длугош сообщает о личном визите византийских императоров в Корсунь для проведения переговоров с русским князем, а внезапно поразившая Владимира слепота накануне крещения истолковывается польским историком как признак сомнений в верности принятого решения отказаться от язычества в пользу христианской веры. Роль греков в мероприятиях, связанных с крещением Руси, Длугош иллюстрирует двумя фактами: во-первых, упоминает о том, что русский народ был крещен в реке Днепре «епископом корсуньским и пресвитерами из Греции» , и, во-вторых, сообщает о найме греческих мастеров для строительства церквей.
Меховий в «Польской хронике» представил сокращенную версию пространного рассказа Длугоша о крещении Владимира по греческому обряду, добросовестно изложив основные факты. Своеобразием отличаются реляции на данную тему, представленные в хронике Кромера. Этот автор проявляет особый интерес к проблеме выбора вероучения русским народом, что не в последнюю очередь могло быть обусловлено его принадлежностью к высшим кругам католического клира Польши.
Свежие комментарии