Захват Киева Олегом Стрыйковский описывает по русской летописи, однако представляет это событие как насильственную смену династии, обернувшуюся тем, что после «предательского» убийства «истинных русских князей» было положено начало династии «князей Варецких», продолжавшейся от Игоря и до «нынешнего Великого князя Московского». Таким образом, Стрыйковский отчасти следует тезису Длугоша о неправомерности захвата власти в Киеве варяжскими князьями, корректируя своего предшественника лишь в деталях: в частности указывает на роль в этих событиях Олега, инициировавшего коварное убийство Оскальда и Дира.
Несколько иначе скомбинированы факты и оценки событий, связанных с возникновением древнерусской государственности, в вводном разделе «Хроники русской земли» Гваньини. Этот автор уделяет особое внимание основанию Киева и даже указывает, впрочем без ссылки на источник своих сведений, точную дату этого события — «приблизительно 6370 г. от сотворения мира, или 796 г. от Рождества нашего спасителя», которая не фигурировала в каких-либо иных источниках. На весьма небрежное отношение Гваньини к хронологии указывает также свидетельство этого автора о том, что Кий, Щек, Хорев и Лыбедь переселились «на восток через несколько сот лет после потопа» . Таким образом, здесь смешиваются совершенно разные легендарные сюжеты — основание Киева связывается с библейской историей, несмотря на очевидную хронологическую несостоятельность таких сопряжений.
Потомками Кия названы «другие русские князья» — Радим, Вятко и Дулеба, которым, по словам Гваньини, основатель династии раздавал пустующие земли для строительства крепостей, а также народы, расширявшие государство на север. Последние, как свидетельствует этот автор, избрали себе князей «из другого народа». Варяжским братьям при этом уделено очень мало внимания, хотя и указана дата их призвания на княжение. Рюрику произвольно «приписано» восемь лет правления после смерти двух других его братьев, также почти ничего не говорится об обстоятельствах установления власти его династии над Киевом, речь идет лишь о том, что первым монархом на Руси был сын Рюрика Игорь.
Свежие комментарии